Мангала-вара — сказки для Малыша)Имеют место два типа Мукти: Дживанмукти и Видехамукти.
Джива достигает свободы (Дживанмукти или мокша) в тот момент, когда осознается Истина, даже если, возможно, придется продолжать жить в теле в течение какого-то промежутка времени из-за действий (кармы), накопленных в прошлом.
"Точно так же, как колесо продолжает вращаться в течение некоторого времени из-за своего предшествующего движения, даже после того, как гончар перестал его двигать, так и тело дживы продолжает существовать некоторое время после обретения истинного знания из-за действий прошлого". Таким образом, новые кармы не накапливаются, а более ранние начинают терять свою силу. Но окончательное и полное освобождение возможно только после смерти физического тела. Это Видехамукти (еще слышала вариант - Капала-мукти). В этом состоянии полное освобождение достигается после освобождения от всех видов тел - тонких и грубых и (как плод джняна-марга) сливается с Парамашивой.
После обретения атма-джняны "соискатель" (как шутит мой индийский друг) доводит кундалини до сахасрары и сознание покидает физическое тело через брахмарандру и гуляет к Парамашиве и обратно через "тоннели самскар прошлого" и это есть Дживанмукта - освобожденный при жизни. Далее прогулки эти можно продолжать по своей воле любое количество раз во время дхьяны, а когда такой товарищ умирает (то есть, его душа покидает физическое тело через брахмарандру в последний раз) - это есть Видехамукти. До тех же пор идет полное наслаждение (и в кавычках и без) прарабдха кармой (это уж кому как). Дживанмукта живет в физическом теле только для того, чтобы исчерпать оставшуюся карму.