Чем ближе главный тибетских маршрут и неминуемая встреча с желтошапочниками Гелугпа, тем чаще заглядывает ко мне Ваджрайогини)
Друзья, тем, кто на Пути, не следует бояться угра-дэват как буддийского, так и индуистского пантеона, потому как именно они преобразуют клеши ("яды ума" ) в праджню и джняну. Настоящая магия и сиддхи - это не сверхъестественная власть над миром, а способность работать с умом и умение укротить его. Медитативный опыт - это начало пути по подчинению ума и укрощению сил заблуждения. Ваджраяна и некоторые шиваитские и шактистские школы индуизма позволяют нам свести в одну точку заблуждение и ясность, а значит преодолеть дуализм сансары.
Ваджрайогини - совозникающая Маа. Какой же принцип Ваджрайогини?
Этот принцип проявлен в одном из восхвалений: «сияющая огнем конца кальпы и издающая устрашающий звук «хум» - мы склоняемся ниц перед Ваджрайогини». Она изображается красной и испускающей лучи света (сияет огнем конца кальпы), а это качества падмы, преобразующее невротическую страсть во всепоглощающее сострадание. Кальпа - эон (историческая эпоха). Огнем конца кальпы в индийской мифологии называется взрыв солнца, сжигающего солнечную систему и приводящую к концу кальпы.
Устрашающий звук «хум» приводит в страх эго и сжигает его невротические тенденции. Да тех пор, пока агрессия и буйство ума не будут укрощены, переживание немышления (на которое способен ум) не возможно. Ожерелье из свежеотрубленных голов, которые носит Ваджрайогини - это 51 самскара, символ того, что все привычные концепции очищены или уничтожены. У Ваджорайогини три глаза, потому что от взора ее не ускользает ничего, а значит эго негде скрыться.
Три глаза - это знание прошлого, настоящего и будущего. Устрашающий крик ее отсекает клеши. Пять клеш покоряются принципу Ваджрайогини. Она обнажена, так как совершенно свободна от невроза клеш, а значит не носит «доспехов эго», которые могли бы ее укрыть. Распущенные волосы - сострадание к живым существам, кривой нож в ее руке (крюк милосердия), при помощи которого она поднимает живых существ из страданий сансары, освобождая от кармических загрязнений. Она устраняет недолжное, а значит она гневная, грозная, произносящая «пхат» - слог, связанный с покорением и уничтожением цепляния за эго и провозглашением Истины.
Лотос, солнечный и лунный диск традиционный трон йидамов в тантрической иконографии. Лотос символизирует чистоту, а так же рождение просветления в мире, где существование сопряжено с заблуждением. Солнце символизирует джняну (знание), а Луна бодхичитту (сострадание). Ваджрайогини стоит на трупе и это означает, что она является гневным божеством и подавляет агрессию и заблуждение. Ее головной убор из костей, костяные серьги, ожерелье, пояс, ручные и ножные браслеты символизируют совершенство ее щедрости, дисциплины, терпения, усердия и медитации - пять из шести парамит (запредельных действий). Совершенство шестой парамиты - праджни - не представлено в виде украшения, так как его воплощением является сама сущность Ваджрйогини. В левой руке она держит чашу из черепа (капалу), наполненную амритой, символом мудрости и победы над смертью.
Кхатванга (жезл который она прижимает к плечам) - символ союза с ее супругом Чакрасамварой. На кхатвангу нанизаны три головы, символизирующие отсеченные Ваджрайогиней страсть, агрессию и заблуждение. Она - Махасукха - подлинное переживание блаженства, физического и психологического, абсолютное переживание радости, возникающее благодаря полному отсутствию дискурсивного мышления, полному погружению в область немышления.