Отвечу кратенько по основному отличию между санкхьей и йога-даршаной тем, у кого после курса осталось недопонимание, судя по вопросам.
Согласно санкхье, цель человеческого существования - окончательное освобождение, которое в этой школе понимается как обособление каждого пуруши от пракрити (кайвалья) и возвращение его к своей бесстрастной самосветящейся сущности. Основное средство достижения этой цели - интеллектуально-духовное различение. Но с более высокой точки зрения нет ни закабаления, ни освобождения пуруши, потому что его связь с пракрити изначально является условной. С помощью интеллекта пуруша постигает, что ему не с чем себя ассоциировать.
Классическая санкхья обходится (Внимание!) без понятия высшего Бога-творца, полагая, что появление и развитие мироздания достаточно хорошо объясняется естественными законами развития пракрити, освещаемой светом сознания пуруш (хотя позже, в средние века, бхакти приходит и в санкхью тоже).
В отличие же от санкхьи, йога Патанджали признает бытие высшего Бога - Ишвары, вечного и смосознающего духа (пуруши). Он непричастен к сансаре и неподвержен омрачающему воздействию пракрити. Он наделен огромным могуществом, (которое, кстати, не связано ни с творением ни уничтожениям универсума). Ишвара помогает последователям йоги, избирающим его объектом своей медитации. Ишварапранидхане придается большое значение в основном тексте йога-даршаны - сутрах риши Патанджали. Цели обеих школ, впрочем, совпадают - полное размежевание индивидуального духа с миром материального и возвращение его к своей изначальной свободе, которая трактуется как полная обособленность (кайвалья).