Многим известны три основные причины возникновения болезней с точки зрения Аюрведы:
- непонимание цели, смысла и предназначения своей жизни (дхарма);
- так называемая праджня-апарадха (преступление против собственной естественной мудрости или нехватка мудрости);
- наличие в сознании и подсознании так называемых «извращений ума» - пагубных мыслей, чувств, эмоций как то жадность, зависть, уныние и пр.
Так уж повелось, что когда приходит час болезни, мы не можем сами решить эту проблему и обращаемся за помощью к хорошему специалисту, которого бывает не так-то просто найти. Для эффективного лечения врачу надо знать ваш образ жизни, чем вы питаетесь, чем вы уже болели и как болели, в какой обстановке живете, чем болели ваши родители, братья и сестры. Болезнь — это не столько биология, и между прочим, даже не химия. Это проявление кармы, и многое познается в наблюдении, как судьба ведет себя по отношению к конкретному человеку.
Именно поэтому раньше врачи, священники, астрологи и учителя получали образовательную базу по одной и той же программе. Все они должны были овладеть знаниями о душе, Боге и карме. А потом уже шла, как бы сейчас назвали, специализация. Поэтому, когда больной обращался к врачу, то врач должен был поговорить с ним, выяснив, как именно этот больной нарушает правила здоровой во всех отношениях жизни, и попросить его дать обет так больше никогда не делать. Иногда больной вылечивался просто от того, что он прекращал совершать то нелицеприятное, что совершал ранее, менял образ жизни и питания. Если же больной отказывался менять свое поведение, то врач мог отказаться его лечить.
Согласно аюрведическим канонам, вайдья может отказать в лечении людям, ненавидящим Бога, неблагодарным, самоуверенным, не обладающим тем, что необходимо для лечения. Эти категории пациентов не способны работать над своей проблемой так, как того требует Аюрведа. Ведь, если не устранена причина, лечение болезни теряет свой смысл. Некоторые лечатся от того, что выпивают, и продолжают выпивать даже во время самого лечения, а потом празднуют попойкой выписку из больницы)
Если врач не разговаривает с больным о его поведении, то это даже и не врач, так, как его понимает Аюрведа, а слесарь, который просто хорошо умеет подкручивать гайки в теле. И такие врачи вполне успешно устраняют симптомы, но не причины. Но люди не ходят к врачу за нравоучениями, ведь все, что больному нужно - это волшебная таблетка. Чем современная фармаиндустрия благополучно и пользуется)