Трика Кашмирского Шиваизма

Трика… Самый, что ни на есть, недвойственный Кашмирский Шиваизм, с которым у меня в последние годы сложились особые и довольно близкие отношения)

Четыре школы Трики, имеющие как сходства, так и отличия, объединил в своих трудах Великий Мастер Абхинавагупта.

На самом деле, вполне достаточно уверено разбираться в одной из этих четырех (каждая из них совершенна и ведёт к реализации), но для полного понимания философии этой интересной системы, знания о других трёх будут точно не лишними. Но не все так просто))

Так, суть Спанды раскрыта достаточно подробно, благодаря мощному фундаменту, заложенному Васугуптой своим текстом Спандакарика. Высшее движение в этой школе - это Шакти, постоянная пульсация Сознания, поддерживающая жизнь во вселенной. Шакти движется и является нам за счет шактичакры как познаваемое, процесс познания и познающий. А когда мы перемещаем внимание на другой объект, Шакти опять движется и появляется в виде новой группы из познаваемого, процесса познания и познающего.

В промежутке между двумя актами восприятия, когда вы смещаете внимание с одного объекта к другому, Высшее сияет в своём полном проявлении. Школа Спанды учит нас фокусировать своё внимание на этих промежутках так как эти промежутки и есть Шива. Это самая распространенная на сегодня школа Трики с разнообразным количеством упай (методов).

В Пратьябхиджня рулит, конечно же, Шива!. Риши Сомананда оставил нам замечательный текст Шива-дришти на рубеже 7-8 в.н.э. Пратьябхиджня (узнавание) основана на Арупайя (отсутствие метода) и предназначена только для серьезных учеников, которые встретили серьезного Гуру) А что узнаём? Узнаём свое Высшее Я в любом месте и в любое время. Эта школа подразумевает полное повиновение Гуру, иначе не быть Шактипату и Ануграхе.

Главный текст здесь - Ишварапратьябхиджня Утпаладевы.

В Кауле, понятное дело, мы познаем « Я» и в полном невежестве, и в полном знании. По большому счету, основная разница между пратьябхиджней и каулой мне видится в том, что одна учит нас узнавать то самое Высшее только в Шива-таттве, а вторая как в 1-ой (высшей), так и в 36 (низшей) таттве. Посему Каула видит в основе Парамашиву, а это слияние Шивы и Шакти ( таттвы первая и вторая), и еще многое другое менее значительное. Поэтому Парамашива пронизывает всё, от высшего до низшего. И одновременно он вне всего.

И вот мы подошли к самой загадочной, на мой взгляд, школе Трики - Крама!

Это самая шактистская из школ Трики (шакто-шайвизм), не имеющая ничего общего с «народным» пураническим шактизмом. Слово «крама» - это некоторая последовательность или ряд, а стало быть, школа учит тому, что процесс восприятия состоит из 12 этапов (или стадий). Это 12 аспектов Кали, каждая из которых соотносится с одним из 12 этапов процесса восприятия. Школы Каула и Пратьябхиджня - внепростанственно-временные, в Краме же присутствуют 12 Деви, которые появляются в пространстве и времени. То есть, мы идём к недуальной Реальности, где пространство и время отсутствуют, но используем методы, основанные на пространстве и времени. Четыре Кали контролируют познаваемое, или объект; четыре — знание и способ познания, или восприятия; и четыре — самого субъекта, познающего, или воспринимающего.

Инфу по Краме собираю, буквально, по крупицам и потому эта школа заслуживает отдельного поста. Следите за рекламой)