Это третья Махавидья - Трипурасундари и называют Её так, потому что мало того, что хороша собой, так еще и правит всеми тремя мирами ("трипура" означает три города).
Эта означает также, что Она находится в форме всех триад. Например, Она находит проявление в форме Брахмы, Вишу и Рудры; иччха, джняна и крийа-шакти; три куты Панчадаши; создание, поддержание и разрушение; три нади ( ида, пингала и сушумна); три мира ( бхур, бхувах, сваха); три гуны (саттва, раджас, тамас) - и как только эти триады преодолеваются, достигается Парамашива.
Три куны Её Панчадаши известны как вагбхава кута (пять бидж क-ए-ई-ल-ह्रीं), камараджа кута или мадхья кута (шесть бидж ह-स-क-ह-ल-ह्रीं ) и шакти кута (четыре биджи स-क-ल-ह्रीं). Вся форма Её состоит из этих трех кут и потому Панчадаша довольна мощная. Эти три куты соединены таким образом, что образуется перевернутый треугольник, который представляет Ее йони - источник вселенной. Её почитают в Шри-Чакре (одной из самых завораживающих янтр) посредством нававарана пуджи. Ох, эти девятая аварана) Не такая уж она и аварана, потому как есть она сама бинду (биндустхана), поскольку находится внутри сааамого внутреннего треугольника.
Собственно, уже когда мы вошли в восьмую аварану, все четыре компонента антахкараны полностью исчезают. Девятая аварана (навамаварана) имеет множество значений, одно из которых "сарванандамайа чакра". (сарванандамайа - Абсолютное Блаженство, которое невозможно объяснить). Важно отметить, что Шри Трипурасундари - это Чакрешвари этой авараны - Она "правит Бинду, где восседает Шива". Она - Парапарати-рахасйа-йогини - (парапарати-рахасья означает "чрезвычайно скрытный") и никто не имеет доступа к бинду, кроме Парашакти. ВСЁ исходит из Бинду, поскольку только здесь имеет место Божественный творческий союз Шивы и Шакти)
В Рамаяне есть что-то типа того, что ветер может быть реализован посредством движений, огонь может быть реализован через тепло, а Шива может быть реализован только через Шакти и Он же является для Нее источником Знания. Она же - Шива-джняна-прадайини ( शिव-ज्ञान-प्रदायिनी ) - делится Знаниями о Шиве, о Наивысшем.
Да и "Шива Сутры" (I.6) уверяют, что при медитации на Шакти, Вселенная исчезает как отдельная сущность, тем самым раскрывая Самость, которая освещает Шиву.
Да и "Шива Сутры" (I.6) уверяют, что при медитации на Шакти, Вселенная исчезает как отдельная сущность, тем самым раскрывая Самость, которая освещает Шиву.