Не секрет, что практически все тексты на санскрите в средневековой Индии написаны мужчинами и для мужчин. Для женщины же (суммировав всё пураническое наследние) есть только один Бог - её Муж)
В тантрике йогини имеет статус, почти равный статусу божества.
Это высокое положение подчеркивается в радикальных тантрических текстах, особенно в традициях Трики и Каликулы (включая Краму).
Источником доктрины являются сами йогини. Богиня явила себя Шивананданатхе, который затем инициировал первых трех йогини (три исторические женщины Keyūravatī, Madanikā и Kalyānikā) традиции Крамы Что касается Трики, эти тексты представлены в форме диалогов между Бхайравой и Богиней. Знания передаются йогинями либо непосредственно (сны и видения), либо более «простым» способом (посредством посвящения и ритуальной практики под руководством Мастера).
Йогини защищают эти Знания и могут довольно сурово обойтись с тем, кто передает их без понимания того, куда эти Знания попадают. Именно йогини дают разрешение на получение посвящения. Они передают свою волю либо через животных, которые могут вести себя необычным образом, через людей с психическими особенностями, либо в снах и видениях. Высшее посвящение, которое можно получить в этой традиции - это не то, что дает человеческий гуру, а то, которое получено непосредственно от йогини.
Йогини контролируют все аспекты ритуальной практики, которые происходят после посвящения. В частности, они свидетельствуют о достижении определенного уровня практиками. И на ритуальном уровне использование нечистых или опасных веществ, животных, священных деревьев - всё связано с йогинями. Встреча с ними - суть ритуальной практики и в этом есть цель трансгрессивнвых обрядов.
Эта практика невозможна без знания мантр. Большинство мощных и рабочих мантр передаются самими йогинями. Потому от мужчины-практикующего необходима внутренняя (а иногда и внешняя) идентификация с йогинями.
Все переходы и преобразования вселенной, тела (с их пятью махабхутами) или самосознания практикующего происходят через йогини. Эта структура, которая соединяет человеческое тело и вселенную, также переносится на географическую карту Индии. Сеть мест силы (pīthas - «троны» йогини) охватывает всю ее территорию. Присутствие йогинь обозначает границы среды обитания человека: они появляются в местах кремации в домах, где женщины рожают.
Результат практики также находится под контролем йогини. Прежде всего, сверхъестественные способности, которые может получить практик - это те, которыми уже обладают йогини. Можно сказать, что практик-мужчина в определенном смысле теряет свою идентичность, чтобы объединиться с йогиней, становясь подобным ей. А как только эти навыки будут приобретены, практик может позволить себе «встречаться» с йогинями более высокого уровня.
В конечном счёте, даже освобождение в Shaivite традициях принимает форму полного погружения в своеобразное космическое сознание, представленное Высшей Йогини, Богиней, единственно существующей, которая наделена различными противоположными эпитетами. Это, например, свободный от всех категорий, абсолютный ноль)
Ну а как такое вИдение могло возникнуть в контексте культуры, в которой традиционно доминируют мужчины, попробуем рассмотреть позже)