Патал Бхуванешвар - это подземное царство, комплекс пещер, обнаруженных недавно в Гималаях рядом с Тибетом и Непалом. Описание этого подземного царства приводится в Сканда Пуранах, в них же предсказано открытие Патала Бхуванешвара в наши дни. В одной из глав Сканда Пуран приводятся многочисленные детали относительно различных залов пещер, их значения и тайн. Название Патал Бхуванешвар переводится как «Пещера Господа Вселенной». Согласно этой Пуране,«Это самое священное место на Земле. Оно считается обителью Шивы, вечного, неизменного аспекта Бога. В этой пещереТримурти совокупно представлена под именем Патал Бхуванешвар» (глава 103 Сканда Пуран).
Пураны были записаны великим мудрецом Веда Вьясой, которому были открыты Веды. В Сканда Пуране дается описание, наподобие карты, месторасположения пещеры рядом с известными древними местами, главными реками и горной цепью Гималаев. Патал Бхуванешвар был обнаружен в 1989 году отставным генералом Кантом Тейлором. До этого он видел во сне как Сатья Саи Баба показал на гору и узкую тропу, ведущую ко входу в пещеру в районе, который генерал Тейлор патрулировал ранее.
Пророчество Сканда Пуран говорит о том, что пещеры будут сокрыты многие тысячи лет вплоть до эпохи материализма, Кали Юги. Их откроет валкал», что означает «военный человек». В пещеру никто «официально» не входил с 800 года нашей эры, со времен Ади Шанкарачарьи, великого мудреца и святого Индии. Согласно другим источникам, Ади Шанкарачарья родился 500 г. до нашей эры. Эти данные свидетельствуют о том, что пещера оставалась необитаема примерно 2500 лет.
До Ади Шанкарачарьи на пещеру набрел царь Ритупарнан во время охоты на дикого вепря в Гималайях. Царь Ритупарнан был великим правителем Айодхьи и предком Господа Рамы в четырнадцатом колене. Это были времена Сатья Юги, много тысяч лет тому назад. Ритупарнану было дано «божественное зрение» для того, чтобы он мог увидеть большую часть пещер Патала Бхуванешвара. Обычному человеческому зрению не доступны все залы пещерного царства и его семь уровней, описанные в Пуранах. Кроме того, пещеру никто не посещал в силу местных суеверных представлений о том, что оттуда нет возврата.
Древнее писание утверждает, что Патал Бхуванешвар является самым святым местом. Шива- Бог богов - пребывает здесь вечно. Поклонение Ему или просто посещение Патала освобождает от греха и дарует милость Богов. Говорится, что:«Как и протяженность Земли, величина подземного мира неизмерима. Повсюду в подземном мире, покрытом змеями, царит тишина. Благодаря лучам света, проникшим в Патал Бхуванешвар, темнота исчезла. Человеку не легко попасть туда. Бхуванешвар считал Патал достойным местом и поэтому Он избрал его своей обителью».«Благодаря посещению Патала Бхуванешвара паломники обретают результаты более благотворные, чем от посещения Каши (Бенареса), Рамешвара в южной Индии и других святых городов. Многочисленные Шива лингамы в различных частях Индии когда-то все находились рядом с Паталом Бхуванешваром. Это самое святое место на Земле. В этом подземном царстве обитает сам Повелитель Космоса».
Много тысяч лет назад, когда Царь Ритупарнан вошел в пещеру, как рассказывает мудрец Вьяса, ему сначала встретился Шеша Наг. Писания говорят о Шеша Наге как о змее с тысячью капюшонов, сидящим на ложе украшенном тысячью брильянтов. Шеша Наг - это символ Единого, у которого нет начала, середины или конца.
Первым от входа под землю посетителей встречает Ганеша (божество с головой слона, устранитель препятствий), в данном случае естественное горное образование. Он сидит высоко на возвышении, с лотоса (сталактит) над его головой стекает вода, совершая то, что называют абхишекам, поклонение омовения объекта почитания водой сверху. Легенда говорит о том, что с этого цветка лотоса капал в его тело поддерживающий жизнь нектар, когда голову Ганеше отрубил Шива. Рядом с Ганешей находятся два известных лингама - Кедарнатх и Амарнатх. За Ганешей следует Бхаваии или Божественная Мать Мира, которую символизируют узкий проход между двумя пещерными залами. Здесь представлено ее лицо из камня на стене на высоте трех метров.
Согласно писанию, рядом с образованием Бхавани Шеша Наг показал Ритупарнану тропу, ведущую в Уджайн и Праияг (Аллахабад - где встречаются реки Ганг, Ямуна и Сарасвати). Также рядом с Бхавани четыре лингама представляют четыре юги, мировые эпохи. Тот, что символизирует Кали Югу, наше время, самый большой. Считается, что лингам растет и, когда он достигнет свода пещеры, Кали Юге придет конец. Поблизости находится другое важное место, где вода белого цвета стекала на голову Брахмы "Брахма капала", одной из ипостасей тримурти. В этом священном месте, говорят писания индуизма, «молоко» текло с вымени Камадхену. В следующем зале огромный, белый поток лавы устремляется с высоты пятнадцати футов, представляя собой локоны Господа Шивы, хозяина пещер.
Неподалеку от изумительного каскада локонов Шивы располагается небольшое озерцо воды рядом с лингамами. Озеро - это то место, где Ттримурти создавала и использовала воду. Для того, чтобы взять воду оттуда, нужно обратиться за разрешением к Шиве. Эта часть пещер олицетворяет историю сотворения Ганги. Царь Бхагиратха попросил Мать Гангу спуститься с небес па Землю. И так как мощь вод Ганги была слишком велика для Земли, Шива согласился принять ее в свои волосы и пройти по лингаму, где большая ее часть впиталась. Остатки воды дали начало реке Ганге. Часть пещеры слева от магического каменного лингама представляет целый космос, мир в его миниатюрной форме. И далее, в узкой части пещеры располагается самая большая святыня Патала Бхуванешвара. Находящийся здесь, в сердце Патала, лингам - наиболее значимый из всех мест поклонения Господу Шиве. Это олицетворение Тримурти - Брахмы, Вишну и Шивы, три лингама в рад. Средний, представляющий собой Шиву - прозрачен, тогда как два других - опалого цвета. С высоты потолка «Патал Ганга» стекает сначала на Шиву, потом на Брахму и Вишну. Поток струящейся воды, как говорят, не прекращается. Природа совершает естественный ритуал омовения.
В Сканда Пуране все описываемые пещеры располагаются двумя ярусами, под ними еще пять этажей, всего семь. Около 800 лет назад (или 2500, в зависимости от точки отсчета) здесь было помещено йони. Согласно писанию царь Ритупарнан был удостоен видения самой значимой пещеры - Свадамы.
«Ее сияние подобно блеску драгоценного камня. Сюда не доступен вход Богам и Богиням. В середине пещеры виднеется Великое Космическое Лоно, из центра которого исходит свет Космического Сознания. Творец Космоса рассматривается как его источник, поддерживающая основа и разрушитель. Здесь пребывает свет Троицы» (Сканда Пурана).
Можно сказать, что Патал Бхуванешвар есть олицетворение нашего состояния ума, куда мы можем отправиться в любое время. Это метафора - символ вечного поиска. И поможет нам в этом Бог.
Из книги Jennifer Warren «A Story of India and Patal Bhuvaneshar»