Друзья, ошибка думать, что три упайи для достижения сознания Шивы в КШ идут одна за другой, как перечислены в Шива-сутрах. Вовсе нет!
Они не последовательны и их применение зависит от того, как эволюционирует практикующий и от его (его дживы) исходных данных) Но, как показывает опыт, без Анава-упайи (не путайте с Анупайей) мало кому суждено достичь (даже при невероятной мощи шактипата передающего).
Шакта-упайя - это йогическая практика мышления. Здесь садхака должен развивать концентрацию на Высшем Сознании посредством особой инициирующей мысли, разворачиваемой Мастером.
Определение Шакта-упайи дано в Шри Малинивиджая Тантре:
«Когда стремящийся концентрируется на конкретной мысли о Высшем Сознании без поддержки пранаямы, повторения мантр и пр., - это сознание развивается непрерывно. Это состояние называется Шакта-упайя».
Конкретная мысль, такая как «Я есть всё сознание», «Я есть всё» или «Я - трансцендентное блаженство», должна быть полностью утверждена, чтобы никакая другая мысль не сменила её. Практикующий здесь входит в состояние Высшего сознания и переходит из двойственности в единство. Шакта-упайя не включает в себя какую-либо объективную интеллектуальную «дхьяну» или что-либо подобное. Он предназначен исключительно для тех, кто не способен пройти нирвикальпа-йогу в Шамбхава-упайе из-за глубоко укоренившихся мысленных впечатлений нечистой викальпы (аберрации мысли).
Анава-упайя - способ, который связан с «ану» ограниченным существом и тем, как использовать его умственное усилие для постижения его истинной природы. Это означает, что все способности понимания должны быть сконцентрированы на определенных объектах, отличных от «я», а «я» должно испытываться с помощью этих конкретных объектов. Это осознание вдохов и выдохов (пранаяма), контроль органов чувств и действий, медитация, джапа (в общем, а ля Патанджали) и алтарь, пуджа, мурти, лингам. Это низшие методы. Практикующий с помощью низших методов развивает сознание Шивы, потому что он наделен низкими способностями ума и медитации.