Навеяно вчера навеянным - (но уже не без применения запрещенных приёмов милых сердцу античных греков))
«Дорога вверх и дорога вниз - одно и то же». (Гераклит, Опровержения 9.10.3)
Гераклит приводит этот пример единства противоположностей, так как в одно и то же время наклонная дорога имеет противоположные качества - восхождение и спуск.
Все, что мы ценим, является одной из пар противоположностей. Все наши решения находятся между противоположностями. Все желания основаны на противоположностях.
Все, что мы ценим, является одной из пар противоположностей. Все наши решения находятся между противоположностями. Все желания основаны на противоположностях.
Очевидно, что все пространственные и направленные измерения противоположны: вверх и вниз, внутри и снаружи, высокий или низкий, длинный или короткий, север против юга, большой против малого и пр. Наши социальные и эстетические ценности всегда рассматриваются в парах противоположностей: успех -неудачи, красивый- не очень, сильный- слабый, умный- глупый. Наш мир кажется богатейшей коллекцией противоположностей).
Между тем, сама Природа ничего не знает об этом мире противоположностей, в которых живут люди. В Природе нет истинных или ложных муравьев, нравственных или безнравственных кустарников, правильных или неправильных морей). Природа никогда не извиняется, и, видимо, это потому, что Природа не знает противоположностей, не понимает и не принимает того, что люди считают «ошибкой».
Безусловно, существуют большие муравьи и маленькие муравьи, спелые яблоки и незрелые яблоки, но это не есть проблема для яблока и муравья и это не бросает их в пароксизмальную тревожность. Наверняка есть умные и не очень волки, но вы не найдете волка с комплексом неполноценности)
Безусловно, существуют большие муравьи и маленькие муравьи, спелые яблоки и незрелые яблоки, но это не есть проблема для яблока и муравья и это не бросает их в пароксизмальную тревожность. Наверняка есть умные и не очень волки, но вы не найдете волка с комплексом неполноценности)
Точно так же в мире Природы есть жизнь и смерть, но опять же смерть, не содержит того ужасающего, что приписывается ей в мире людей. Старая кошка не охвачена потоками ужаса из-за своей надвигающейся смерти. Она просто спокойно уходит в тихое место и умирает.
Тот факт, что все противоположности нераздельны друг от друга, по-прежнему удивляет нас. Однако, это лишь потому, что мы понимаем их разделенными некой границей. Эти границы и создают кажущееся существование отдельных противоположностей. Когда мы говорим, что «абсолютная реальность - это единство противоположностей», это означает, что в конечной реальности нет границ. В любом месте. Есть линии, объединяющие и обозначающие форму, но это не границы.
Линия становится границей тогда, когда мы принимаем внешнее различие противоположностей, но не признаём их внутреннее единство. Существование одной составляющей пары невозможно без существования другой, а их взаимодействие, «вражда», если хотите, постоянное движение, изменение - есть необходимое условие бытия. Гераклит выводит мысль о том, что в Боге противоположности теряют свою полярность, приобретая единство и целостность: «Бог - это и зима и лето. день и ночь, война и мир, изобилие и нужда». Потому как ничего в мире нет абсолютно спокойного, абсолютно постоянного.