Навеяно "почему слону?")

Почему Ганапати почитают первым? В пуранах, как и полагается, изложен далеко не один вариант ответа на это вопрос и информации об этом более, чем достаточно) Однако, говорят, что есть некоторая связь между Агни и Ганапати. В Ригведе (1.32.2) восхваляется Великий Агни, который "есть первая и главная сущность жизни, соблюдающая
вечные законы и разумный начинает любое действие с поклонения тебе". Говорят, что Агни расположен в животе Ганапати и потому его живот так велик) Когда Агни, тот кто является посредником, тот, кто передаёт подношения различным деватам, помещается в чрево Ганапати, очевидно, что он будет является тем, кому поклоняются первым. Кроме того, он Вигнешвара (властелин препятствий) и потому он призывается первым, чтобы устранить препятствия.

В Тантре так же первым призывают Ганапати, но здесь различают семь важных типов Ганапати, каждого из которых представляет сапта-мати (семь его Шакти, которые могут отличаться, в зависимости от сампрадаи). Семь Ганапати это: Махаганапати, Урдхва, Пингала, Уччхишта, Лакшми, Харидра и Валлабха Ганапати. Семь Шакти это: Брахмани, Махешвари, Каумари, Вайшнави, Варахи, Индрани и Чамунда. Эти семь Шакти как-раз и проверяют, насколько серьезными являются наши устремления, создавая определенные препятствия.

Обычно, человеку не просто сохранить связь с Высшим, подвергаясь воздействию определенных энергий в различных, не всегда простых обстоятельствах. Они проверяют нас "на вшивость" с разных сторон и точек зрения, вызывая в нас гордость, гнев, жадность, зависть и пр. Создавая нам эти препятствия, они выводят нас на чистую воду и потому они известны как Вигнеши) Эти семь Шакти вместе с Йогешвари дают аштасиддхи, которые впоследствии разделились на два основных аспекта - духовная (и не только) Сила и Интеллект, известные многим (уже по Пуранам) как Сиддхи и Буддхи ("официальные", так сказать, супруги Ганапати).