В Кашмирском Шиваизме бог не творит мир, а становится им, ибо во вселенной нет ничего кроме Шивы и его танца, его пульсаций.
Божественное принимает различные формы, нисходя от высших проявлений духа к грубой материи. Переходные состояния в рамках этой трансформации (нисхождения) называются "таттвами".
Для каждой из таттв существует свое обозначение с помощью определенных звуков и их сочетаний, фонем. Язык (санскрит) фиксирует эти звуки. Это - единственный язык, в котором буквы располагаются в порядке, соответствующем их звучанию\произнесению. Комбинации звуков образуют сочетания, соответствующие таттвам.
Однако, звукосочетания, о которых идет речь, не просто связаны с определенными состояниями сознания Шивы, и не просто указывают на них, но, фактически, тождественны этим состояниям, являются ими...
Поэтому, произнося соответствующие звуковые комбинации (мантры), можно развернуть процесс вселенских пульсаций в другую сторону, освобождая сознание, совершая восхождение, позволяя йогину сливаться со все более высокими таттвами, в конце концов достигая высшего Единства. Высшая мантра Ом объединяет в себе (сливает в одно) все прочие мантры.
Принципиально важно здесь следующее. Мантра - не молитва. В Кашмирском шиваизме считается, что мантра в принципе позволяет достигнуть отождествления с определенными состояниями мирового сознания (Шивы-Шакти).