Феномен «йогини» в традициях Трика и Каликаула

Как женщина, не имея практически никакой возможности получить образования, могла владеть текстами настолько, чтобы иметь возможность еще и «раскрыть» их другим?

Почему мы не знаем ничего, написанного женщинами? Может быть это была исключительно устная традиция?

Может быть тексты были не на санскрите? Можем ли мы рассматривать эти традиции как женские по своему происхождению?

Я попыталась изложить моё видение различных аспектов понятия «йогини» и как адепта традиции, и как исследователя.

1 - Йогиня - как некая реальная, физическая женщина.

В период между 6 и 13 веками в Индии существовали группы маргиналов, находящиеся вне брахманического общества, которые не подчинялись правилам этой доминирующей культуры. Эти люди не имели никакого отношения к, так называемому, «нормальному» миру: они жили в местах кремации, без чего-либо у них в собственности. Ими иногда интересовались местные раджи, которые искали способы магического решения своих военных проблем, отчаявшиеся люди, которые страдали неизлечимыми заболеваниями, или родственники одержимых, чтобы изгнать из них разбушевавшихся бхутов). Считалось, что представители этих маргинальных групп могут вступить в непосредственный контакт с угра-деватами и таким образом решить описанные проблемы. Это именно непосредственный контакт и считалось, что женщины входят в это состояние быстрее и легче, чем мужчины. Это предположение объясняет высокое положение женщин в подобных культах.

Не будем забывать, мир тантрических посвященных для брахманической культуры - это мир, перевернутый с ног на голову. Потому вполне логичным будет то, что это общество, считающее себя чистым, в котором доминируют мужчины, уважая чатурваргу (четыре цели) и варнашрамадхарму (четыре образа жизни), будет проецироваться где-то в другом месте, на «других», на всю нечистоту, на хаос. Однако по факту, нет на сегодняшний день ссылок на реальных женщин в тантрических текстах. Не известно, как можно было инициировать женщину, как она могла бы заниматься йогическими практиками, потому что всё, что мы имеем в текстах, написано для мужского тела. Реальные женщины имеют место, но их называют не йогинями, а «дути». Они призваны служить мужчинам-посвященным, в том числе, в панчамакаристых обрядах. Поэтому можно предположить, что йогини являются умственным построением инициированных мужчин. Да и остальные три аспекта значения понятия «йогини» соответствуют этому видению.

2 - Йогини - как некое существо, которое появляется тогда, когда сознание находится в пограничном состоянии.

Появление йогини может быть вызвано опасностью смерти, болезнью, естественной психологической травмой или искусственно вызванной трансгрессивной ритуальной практикой. Эти йогини являются агентами быстрой трансформации: они приносят сиддхи, они передают учение непосредственно «from heart to heart», минуя тексты. Считается, что практик в измененном состоянии сознания способен видеть реальную женщину как йогини.

3 - Йогини в древних тантрах, являются абстрактными понятиями и как символы, присутствуют внутри человеческого тела, в энергических центрах, именуемыми у нас чакрами.

Руководствуясь принципом перемещения сознания практикующего от центра к центру, отмечаются этапы прогресса в мокшамарге. Этот прогресс облегчается использованием мантр, поэтому все слоги и символы снова являются йогинями.

4 - Наконец, этот термин обозначает Высшее Сознание, которое в этих традициях является Богиней.

Эта Высшая Йогини символизирует завершающую стадию трансформации человеческого сознания в божественное сознание. Поскольку две упомянутые традиции (Трика и Каликаула) просто пропитаны недвойственными идеями, это состояние сознания часто описывается как Всеохватывающее (всё во всём), сарвам-сарватмика. А потому «йогини» - это, скорее, и есть закодированный механизм превращения человеческого сознания в божественное.