Мангала-вара - сказки для малыша)
То, что обсуждалось в прошлый вторник (джаграт, свапна, сушупти), относится к нормальным людям). Но йог - не тут то было, потому как его уровень сознания несколько отличен от уровня сознания нормальных людей, ведь даже в состоянии джаграт связь с Шивой (Высшей Реальностью) не теряется. Чувственное восприятие йога ограничено простым поддержанием его грубого тела, которое просто служит прикрытием для Шивы внутри. В отсутствие посторонних впечатлений в его уме, а также в состоянии сна он остается соединенным с Шивой. Разница в восприятии возникает только в том случае, если для рассмотрения доступен какой-либо альтернативный объект. Но у йога нет другого объекта для рассмотрения, потому как он считает всё Шивой . Он Понял, что не отличен от своего собственного Шивы и нет разницы между познающим, познаваемым и процессом познания. Он развил непрерывный поток концентрации на Высшем.
Турья - это четвертое состояние сознания и оно не может быть испытано автоматически. Этого уровня можно достичь с помощью медитации. Это состояние никак не связано ни с одним из трех предыдущих. На стадии бодрствования мы непосредственно связаны с сознанием. На стадии сна наш ум связан с сознанием. На третьей стадии сна без сновидений сознание не играет о собой роли, поскольку ум на этой стадии находится в состоянии полного покоя. Но на стадии турьи йог "настраивает" свой ум так, чтобы перестать осознавать сознание и "нормальное сознание" перестает существовать. Преобразованное сознание приводит к однонаправленному или сфокусированному сознанию, которое Знает. В Шива-сутре (I.7):
мы читаем:
जाग्रत्स्वप्नसुषुप्तभेदे तुर्याभोगसम्भवः
jāgratsvapnasuṣuptabhede turyābhogasambhavaḥ:||
мы читаем:
जाग्रत्स्वप्नसुषुप्तभेदे तुर्याभोगसम्भवः
jāgratsvapnasuṣuptabhede turyābhogasambhavaḥ:||
В этой сутре говорится, что даже на первых трех стадиях сознания присутствует восторг и экстаз четвертого состояния - Турьи. Когда в человеке происходит духовное преобразование, возникает точка встречи между материальным осознанием и духовным осознанием. Начиная с этого момента, когда действительно начинается восходящее движение на духовном пути, эго человека начинает растворяться. Когда эго начинает исчезать, это приводит к равностному отношению души, когда начинает разворачиваться знание о вездесущей природе Шивы. Когда эго начинает растворяться, чары аджняны также начинают исчезать, прокладывая путь к реализации Самости. Это превращение происходит на стадии турьи .
Четвертое состояние сознания присутствует и у нормальных людей как свидетель трех уровней сознания. Когда человек бодрствует, он не может спать, когда человек видит сон, он не может бодрствовать, а когда человек находится в состоянии глубокого сна, он не может ни бодрствовать, ни спать. Но турья присутствует в первых трех состояниях сознания, покрытая майей , что делает её, скажем так, неосуществимой. Это можно осознать только на продвинутых стадиях медитации. Предварительные стадии медитации лишь закладывают надлежащую основу для реализации Шивы. Когда надлежащая подготовительная работа завершена, Турья овладевает сознанием йога!) Он все еще переживает первые три стадии сознания, за исключением того, что качество его сознания претерпело полную трансформацию, все ближе и ближе приближаясь к Шиве, когда сознание становится лишенным двойственности, где нет никаких стадий, состояний, но есть лишь Высшее Блаженство и Свобода (Svātantrya), когда все исчезает как отличное или отдельное от Шивы, своего собственного Я. Как говорится : “Śiva-tulyo jāyate” ("Шива-сутра" III.25), что означает, йог становится подобным Шиве... Такой йог распространяет сияние Шивы повсюду. Когда кто-то зажигает огонь, этот огонь приносит пользу всем, а не только тому, кто его зажег и подобным образом образом получает Благо не только йог , но и те вокруг него, кто серьезно заинтересован в поиске Шивы)