МАнгала-вара — сказки для Малыша)
257 нама - jāgariṇī - Суть бодрствования.
В йоге рассматривается три состояния сознания: бодрствование, сон (со сновидениями) и глубокий сон. Она находится в состоянии бодрствования у живых существ. В « Шива-сутре» (I.8) говорится “jñānaṁ jāgrat”. Джаграт (стадия бодрствования) объясняется как Знание, полученное сознанием посредством прямого контакта с внешними объектами. Здесь субъект (ум) находится в непосредственном контакте с объектом (материальным миром), а знания извлекаются при помощи органов чувств. Эта и последующие несколько нам подчеркивают вездесущую природу Шивы (Брахмана).
258 нама - svapantī - Суть сна (со сновидениями). Она так же существует в состоянии сна. Во время сна ум (быстрое движение глаз) продолжает функционировать, но с меньшей интенсивностью. Знания, полученные с помощью внешних объектов, остаются в памяти, вызывая там впечатления. Но во время сна эти впечатления подсознательно проявляются как сны. Сон - это не что иное, как созерцание разума. Сон - кладезь мыслей, накопленных за определенный период времени. В этом состоянии мысли остаются только мыслями и не превращаются в действия. Впечатления в уме остаются только впечатлениями и вращаются в мысленном горизонте. Ум на этой стадии не использует органы чувств и не подпитывается ими, потому как субъект не находится в прямом контакте с какими-либо объектами. На этом этапе начинается переход от грубого к тонкому. Ум не принимает активного участия в состоянии сна, остается пассивным и просто наблюдает за сновидениями в качестве свидетеля. Именно такое состояние интересно для йога - находится в состоянии бодрствования, но при этом не подвергаться влиянию впечатлений ума.
260-я нама -suptā - Суть глубокого сна (без сновидений).
260-я нама -suptā - Суть глубокого сна (без сновидений).
Третья из трех известных стадий называется suṣupti, состояние глубокого сна или состояние бессознательного. В стадии глубокого сна человек ничего не осознает вокруг себя. В этом состоянии покоится и разум и нет никаких следов двух предыдущих этапов. На этом этапе расслабленное тело тоже отдыхает. Она также присутствует на этой стадии, как подтверждение Ее вездесущности.