Навеяно вчера навеянным или продолжение следует…

Навеяно вчера навеянным - (но уже не без применения запрещенных приёмов милых сердцу античных греков))
 
«Дорога вверх и дорога вниз - одно и то же». (Гераклит, Опровержения 9.10.3)
 
Гераклит приводит этот пример единства противоположностей, так как в одно и то же время наклонная дорога имеет противоположные качества - восхождение и спуск.
Все, что мы ценим, является одной из пар противоположностей. Все наши решения находятся между противоположностями. Все желания основаны на противоположностях.
 
Очевидно, что все пространственные и направленные измерения противоположны: вверх и вниз, внутри и снаружи, высокий или низкий, длинный или короткий, север против юга, большой против малого и пр. Наши социальные и эстетические ценности всегда рассматриваются в парах противоположностей: успех -неудачи, красивый- не очень, сильный- слабый, умный- глупый. Наш мир кажется богатейшей коллекцией противоположностей).
 
Между тем, сама Природа ничего не знает об этом мире противоположностей, в которых живут люди. В Природе нет истинных или ложных муравьев, нравственных или безнравственных кустарников, правильных или неправильных морей). Природа никогда не извиняется, и, видимо, это потому, что Природа не знает противоположностей, не понимает и не принимает того, что люди считают «ошибкой».
Безусловно, существуют большие муравьи и маленькие муравьи, спелые яблоки и незрелые яблоки, но это не есть проблема для яблока и муравья и это не бросает их в пароксизмальную тревожность. Наверняка есть умные и не очень волки, но вы не найдете волка с комплексом неполноценности)
 
Точно так же в мире Природы есть жизнь и смерть, но опять же смерть, не содержит того ужасающего, что приписывается ей в мире людей. Старая кошка не охвачена потоками ужаса из-за своей надвигающейся смерти. Она просто спокойно уходит в тихое место и умирает.
 
Тот факт, что все противоположности нераздельны друг от друга, по-прежнему удивляет нас. Однако, это лишь потому, что мы понимаем их разделенными некой границей. Эти границы и создают кажущееся существование отдельных противоположностей. Когда мы говорим, что «абсолютная реальность - это единство противоположностей», это означает, что в конечной реальности нет границ. В любом месте. Есть линии, объединяющие и обозначающие форму, но это не границы.
 
Линия становится границей тогда, когда мы принимаем внешнее различие противоположностей, но не признаём их внутреннее единство. Существование одной составляющей пары невозможно без существования другой, а их взаимодействие, «вражда», если хотите, постоянное движение, изменение - есть необходимое условие бытия. Гераклит выводит мысль о том, что в Боге противоположности теряют свою полярность, приобретая единство и целостность: «Бог - это и зима и лето. день и ночь, война и мир, изобилие и нужда». Потому как ничего в мире нет абсолютно спокойного, абсолютно постоянного.